Почему криптовалюты — это будущее мира спорта

Десятки футбольных клубов выпустили свои токены, становятся популярными и NFT-карточки

В конце апреля промоушен Ultimate Fighting Championship (UFC) подал две заявки на патенты, чтобы начать продажу NFT. Первый товарный знак для запуска криптовалюты под брендом UFC, второй — для создания приложения под новый токен, пишет Decrypt.

Это ожидаемое событие, поскольку другие популярные виды спорта в США уже начали активно развивать тему невзаимозаменяемых токенов. Например, первым крупным приложением, в котором соединились большой спорт и NFT, стало NBA Top Shot. Создатели платформы из компании Dapper Labs получили лицензию NBA.

В базе NBA Top Shot хранятся сотни тысяч моментов баскетбольных матчей НБА, упакованные в наборы трех категорий, для каждой — своя стартовая цена: обычные наборы стоят $9, редкие — $22, а легендарные — $230. Все карточки выпущены ограниченными сериями. Игроки могут продавать и покупать карточки, а также обмениваться ими, чтобы собрать свою коллекцию эпизодов с участием любимого игрока или даже команды.

В недорогом наборе моментов с одним игроком может оказаться важный эпизод, ценный для другого пользователя, — на этом и держится концепт. Так, блок-шот Зайона Уильямсона в матче с «Денвер Наггетс» ушел на NBA Top Shot за $250 тыс.

Также многие футбольные клубы выпустили свои NFT. Одна из самых популярных платформ, где используются NFT, связанные с футболом — Sorare. Это игра, в которой можно создать свою виртуальную футбольную команду, воспользовавшись базой в 4 тыс. футболистов. Игроки «упакованы» в наборы карт с эпизодами различных матчей.

В течение игрового сезона Sorare выдает болельщику ограниченное количество карт: 100 редких, 10 очень редких и 1 уникальную. Карты обладают двумя уровнями ценности — коллекционным (продажа, покупка, обмен) и внутриигровым: за жизнью «карточного» игрока нужно следить в реальности — здоров ли он, вышел ли на поле и забил ли гол. От заботы о тамагочи этот процесс отличается возможностью прибыли: каждый раз, когда игрок забивает гол в реальном матче, владелец его карточки на Sorare зарабатывает реальные деньги.

Сейчас с Sorare сотрудничают более 130 крупных футбольных клубов со всего мира, в том числе: «ПСЖ», «Бавария», «Ливерпуль», «Ювентус», «Реал Мадрид», российские «Зенит», «Локомотив», ЦСКА, «Спартак», «Динамо» и «Краснодар». По оценке трекера Nonfungible.com, Sorare входит в топ-3 активно растущих NFT-проектов, вместе с CryptoPunks и SuperRare, а цифровой оборот компании составляет более €10 млн. Среднемесячный рост платформы в России с начала года составляет 115%.

Помимо Sorare, мир NFT-футбола разворачивается на других виртуальных площадках, поддерживающих NFT-протокол — например, OpenSea, Rarible, Sorarebuzz, Soraredata, Soraremega. Карточки торгуются даже на Ebay. Футбольные NFT-токены лидируют в объемах торгов, но самые дорогие продажи пока на стороне баскетбола и бейсбола. В январе 2021 года карта бейсболиста Микки Мэнтла была продана за $5,2 млн.

По опросу журнала Variety, 54% болельщиков в возрасте от 18 до 38 лет предпочитают смотреть основные моменты NBA, а не всю игру. Для бейсбольной лиги MLB аналогичный показатель составляет 58%. NFT-платформы предлагают новому поколению болельщиков адаптированные под их особенности продукты.

Однако сфера криптовалют связана с миром спорта не только через NFT. История с токенами футбольных клубов началась еще в 2018 году, когда о планах выпустить собственную монету объявил ПСЖ. Клубы для выпуска токенов пользуются инфраструктурой сторонних IT-платформ. Cамая популярная из них — Socios, ее используют такие титулованные клубы как: «Барселона», «Ювентус», «Рома», «Атлетико Мадрид».

Именно эту платформу и ее основателя Александра Дрейфуса можно назвать авторами концепции FTO — Fan Token Offering. Еще в 2018 году платформа выпустила свою криптовалюту — Chiliz (CHZ) на блокчейне Ethereum, а в ноябре 2019 года на платформе провел свое первое FTO туринский «Ювентус».

С осени 2019 года Chiliz торгуется на одной из крупнейших по объемам торгов криптобирже Binance. В марте текущего года цена альткоина за неделю выросла на 700%. В 2020 году футбольные клубы заработали на Chiliz более $30 млн, а в этом году планируемый доход составляет $100 млн, рассказывал в интервью CEO проекта Александр Дрейфус.

Однако, помимо Socios cуществуют и другие площадки для внедрения блокчейна и токенизации футбольных клубов. Мюнхенская «Бавария» стала сотрудничать со Stryking Entertainment, а мадридский «Реал» — с блокчейн-стартапом Fantastec SWAP. Уже более 100 футбольных команд во всем мире имеют свою криптовалюту. Cреди клубов, чье FTO проходит на Socios в эти дни, польская «Легия» и турецкий «Гезтепе».

Владение фан-токенами позволяет болельщикам участвовать в жизни команды: например, так для «Ювентуса» была выбрана песня, играющая после забитого гола, для «Милана» — новый девиз, а для «ПСЖ» — надпись на капитанской повязке. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

62 + = 68

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.